Чертов мост

Авторская экскурсия "Чертов Мост"

Хосинсэн - историческое название железной дороги Южно-Сахалинск - Холмск (при японцах Тоёхара - Маока), проложенной через горы в 1921-28 годах и закрытой в 1994-м. На её 84 километра приходится 35 мостов, 15 тоннелей. Строительство шло с большими трудностями, так как большая часть дороги проходила через горы, крутые спуски и подъемы, которые чередовались с резкими поворотами, переходами через многочисленные горные речки и таежные леса.
Самым сложным и тяжелым оказался отрезок железнодорожной ветки в районе станции Экинохара (Николайчук), где для прохождения горных склонов и глубоких ущелий пришлось возвести несколько тоннелей и мостов на небольшом участке, в том числе и знаменитый "Чертов мост". При проектировании этого объекта было принято уникальное инженерное решение. Оно заключалось в том, что линию железнодорожного полотна выполнили в виде петли. Поезд, проехав через два тоннеля, делал крутой поворот, выезжал почти на вершину сопки, и далее путь его проходил по "Чертовому мосту" на высоте около 38 метров. Длина моста составила 125 метров, а ширина — почти 9 метров. Длина тоннеля, который берет начало под "Чертовым мостом", составляет 870 метров, ширина 6 метров и высота 5,5 метров.

Почувствуй Сахалин...

В свое время этот мост был известен во всей Японии из-за необычной конструкции объекта. Однако строительство данного участка дороги далось тяжело, много людей здесь погибло от болезней и тяжёлых травм. Железные дороги строились главным образом силами "тако" — подневольных рабочих-корейцев. Условия их труда и быта были ужасными. Есть мнение, что на каждую шпалу, уложенную на тяжелейшем горном маршруте Южно-Сахалинск – Холмск, приходится по одному погибшему. Семь лет продолжалось строительство железной дороги, и в сентябре 1928 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Тоехара – Маока, самая сложная по рельефу на острове. Никто не знает достоверно, почему мост назван именно так. Возможно, преодолев мост длиною в 125 метров, вы сами сможете ответить на вопрос, почему он называется Чертов. Пройдя еще примерно полтора километра (путь, в основном, проходит вдоль железной дороги, а прямо по ней), можно выйти к Ведьминому мосту, расположенному на высоте 50 метров. Длина этого моста больше – 200 метров. Но пройти по нему рискнут разве только экстремалы, так как он находится в полуразрушенном состоянии. Однако побывать здесь определенно стоит – хотя бы ради того, чтобы своими глазами увидеть, на что способна инженерная мысль человека!

Программа экскурсии

1
Выезд из г. Южно-Сахалинск

Выезжаем из города. Время в пути 2,5 часа
2
Река Лютога
Лютога и ее долина — это путь на юго-западное побережье к Холмску. Лютога — это искаженное от айнского Труатога, что обозначает дорога к морю.
Лютога рождается в Западно-Сахалинских горах от слияния нескольких мелких рек Мицульского хребта. Она является одной из крупнейших рек региона. Её длина 130 км. В верхнем и среднем течении, как и у любой горной реки, у Лютоги стремительное течение, много порогов и перекатов. Протекает среди удивительных пейзажей сахалинской природы, окруженная живописными сопками и пышными смешанными лесами.
3
Мемориал с. Пожарское
Памятник установлен в память о трагической судьбе 27 корейцев – мирных жителей села Мидзухо уезда Маока (ныне с.Пожарское Холмского района). 18 мужчин, 3 женщины и 6 детей были зверски убиты 20-23 августа 1945 года группой японцев под предводительством отставного унтер-офицера императорской армии Морисита Ясуо.
4
Холмский Перевал
Холмский перевал — самый знаменитый из трёх перевалов Южно-Камышового горного хребта. Дорога начинается пред селом Пятиречье и идёт в гору, образуя две крутые петли. Самая высокая точка — порядка 500 метров. Дорогу проложили ещё японцы 1905–1909 годах, а в 90-е её облагородили советские строители.
Есть смотровая площадка
5
Мемориал на Холмском перевале
Объект культурного наследия регионального значения, памятник истории, расположенный в Холмском районе, на Холмском перевале.
В нижней части стелы сооружено металлическое полукольцо с надписью: «Вечная слава героям, павшим в боях против японских агрессоров при освобождении исконно русских земель Южного Сахалина и Курильских островов». На братской могиле – гранитные плиты с текстом следующего содержания: «Здесь захоронены воины Советской Армии, павшие в боях с милитаристской Японией на Холмском перевале с 21 по 23 августа 1945 г. » и именами погибших.
6
Холмск
Промежуточная остановка
Набережная города
7
Озеро Тайное
По дороге к мосту Вас ждет красивейшее озеро-водохранилище Тый, в народе Тайное, а официально - Поляковское. Оно заполнено в 20-е годы для нужд водоснабжения Маоки и целлолюзно-бумажного комбината.
8
Тоннель
Тоннель длиной почти 900 метров и внутри горы делает целый круг. Верхняя часть тоннеля выходит прямо над въездом в него. Это уникальное инженерное строение, учитывая что в 1920-х не было gps и современных способов учета положения в пространстве.

9
Чертов Мост
Высота Чертова моста — 41 метр, длина — 125 метров. Ведьмин мост — 200 метров длиной, 50 метров — над распадком.
10
Ведьмин Мост
Протяженность  200 метров, высота 50 метров. В 1994 году движение по мосту было закрыто из-за закрытия перегона. В 2007 году из-за лесного пожара часть моста пострадала.
11
Возращение в Южно-Сахалинск.
Время прибытия в Южно-Сахалинск 17:00 (возможны корректировки)

Стоимость

2000 ₽/человек
группа 16 человек
ПОКУПАЮ
4000 ₽/человек
группа 4 человека
ПОКУПАЮ
Индивидуальные условия
УЗНАТЬ ЦЕНУ
В стоимость входит:
  • трансфер по всему маршруту,
  • экскурсионное сопровождение
Предоплату за путешествие можете произвести в этом окне
Made on
Tilda